Нормативные акты, регулирующие порядок согласования
наружной рекламы в Санкт-Петербурге
1.6. Основные термины, определения и сокращения.
В целях уточнения терминов, используемых в данном Регламенте принято,
что Вывески, Объекты для размещения информации и Дополнительные элементы
и устройства фасадов зданий и сооружений, содержащие сведения информационного
характера тождественны.
Акцент - способ выделения элементов композиции через размер, форму, цвет.
Архитектурно-пространственное окружение – совокупность зданий,
сооружений и др. элементов городской среды, окружающая рассматриваемую
территорию или объект и формирующая восприятие территории или объекта, как части
городской среды.
Бесфоновые подложки – прозрачная основа для крепления отдельных элементов
вывески на фасады зданий и сооружений.
Брандмауэр – огнестойкая, преимущественно глухая капитальная стена бокового
или дворового фасада, проходящая через все элементы фасада, разъединяющая
помещения одного здания или смежных зданий и дворов с целью воспрепятствовать
распространению пожара. Характерна отсутствием окон и высотой, превосходящей
высоту соседних построек.
Виды городского ландшафта – общепризнанные композиционно завершенные
виды в сложившихся устойчивых секторах обзора.
Визуальная доступность – оптимальная зона видения, поле зрения человека в
вертикальной плоскости, ограниченное оптимальными углами восприятия 30о
вверх и 40о вниз от усредненной линии зрения, ширина угла в 120о.
Визуальная информация - содержание, смыслы и образы, воспринимаемые
человеком зрительно. В.и. имеет специфическое образное содержание, передаваемое через
6
форму, расположение и соотнесение предметов, характер начертания графических знаков
и символов, форму шрифта, характеристики цвета, освещенности.
Визуальные характеристики городской среды – зрительно воспринимаемые
особенности городской среды как продукта градостроительной, культурной и социальной
деятельности общества.
Временные вывески – объекты для размещения информации, изготавливаемые
из мягких виниловых материалов и иных бескаркасных материалов и размещаемые
на строительных лесах в уровне между 1 и 2 этажами на период ремонта фасада здания,
строения, сооружения.
Вывески – дополнительные элементы и устройства, предназначенные
для размещения сведений информационного характера о наименовании
заинтересованного лица, в том числе не совпадающем с наименованием
заинтересованного лица, указанным в учредительных документах, о виде (типе, профиле)
его деятельности в целях информирования потребителей (третьих лиц), на которых также
могут быть размещены фирменное наименование, товарный знак или знак обслуживания,
правообладателем которого является заинтересованное лицо.
Гарнитура шрифта – семейство начертаний, объединенных общностью рисунка
и имеющих определенное название.
Дворовый фасад здания, сооружения (см. Фасад) — фасад здания, находящийся
вне линии застройки и визуально не связанный с открытыми городскими пространствами.
Дополнительные элементы и устройства фасадов зданий и сооружений,
содержащие сведения информационного характера — объекты для размещения
информации - размещаемое на фасадах, в том числе на конструктивных элементах
фасадов зданий и сооружений, оборудование, содержащее информацию о юридических
лицах или индивидуальных предпринимателях, органах государственной власти или
местного самоуправления и других лицах, заинтересованных в размещении сведений
информационного характера (далее - заинтересованные лица), а также сведения,
доведение которых до потребителя (третьих лиц) является обязательным в соответствии
с федеральными законами.
Динамика – чередование каких-либо элементов в определнной
последовательности. Движение, действие, развитие в композиции.
Зоны охраны объектов культурного наследия - территории, сопряженные
с территорией объектов культурного наследия, на которых устанавливаются режимы
использования земель, обеспечивающие сохранность объектов культурного наследия:
охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона
охраняемого природного ландшафта.
Информационное поле – конструктивная часть объекта, предназначенная
непосредственно для передачи информации.
Площадь информационного поля объекта для размещения информации (величина)
- произведение высоты и длины данной конструктивной части.
Информационные доски – дополнительные элементы и устройства в виде табличек
с максимальной площадью не более 0,5 кв. м, размещаемых на поверхности стены при
входе в здание или сооружение, занимаемое заинтересованным лицом, и предназначенных
для размещения сведений информационного характера об официальном наименовании
заинтересованного лица, указанном в учредительных документах, режиме работы и месте
нахождения.
Информационный стенд – объект для размещения информации
унифицированного образца, содержащий сведения справочного характера об авторе,
истории создания, прочих характеристиках социально значимых объектов
Санкт-Петербурга.
Исторические здания – здания (строения) различных исторических периодов
(в центральных районах - построенные до 1917 года, в остальных районах - до 1957 года),
не состоящие на государственной охране как объекты культурного наследия.
Карниз — горизонтальный выступающий элемент фасада, верхняя выступающая
часть стены завершающая здание, строение, сооружение или этаж.
Карниз венчающий – карниз расположенный под крышей здания, строения,
сооружения.
Карниз промежуточный – карниз, разделяющий этажи здания, строения,
сооружения.
КГА – Комитет по градостроительству и архитектуре.
КГИОП – Комитет по государственному контролю, использованию
и охране памятников истории и культуры.
Комплексная Концепция размещения ОРИ (Концепция ОРИ) – проект
упорядоченного и комплексного размещения ОРИ на фасадах зданий и сооружений
с большим количеством арендаторов или собственников, с одним или несколькими
общими входами, а также на торцевых (брандмауэрных) частях здания или компактно
на локальном участке фасада.
Композиция – основа построения произведения искусства, система построения,
расположения основных элементов и частей в определенной последовательности, когда
все части связаны не только функционально, но и с идеей, замыслом автора.
Композиционная целостность характеризуется тем, что ни один из элементов композиции
не может быть заменен или изменен без ущерба для целого. Изобразительные средства,
используемые при построении композиции: линия, плоскость, цвет, объем, пространство.
Средства гармонизации композиции: пропорции, симметрия, ритм, масштабность,
контраст, нюанс.
Композиционно завершенную систему открытых городских пространств
образуют: реки и каналы с мостами и лицевой застройкой набережных, площади
с лицевой застройкой, проспекты и улицы с лицевой застройкой.
Охраняются: объемно-пространственная композиция, габариты зданий,
архитектурное решение фасадов, система озеленения и благоустройства, памятники
монументального искусства.
Перечень композиционно завершенных открытых городских пространств согласно
Приложению № 2
КПВСМИ – Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой
информации.
Контраст – противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся
свойств, качеств, особенностей, как одно из важных художественных средств.
Контраст цветовой - особенность восприятия и выделения глазом объектов
в зависимости от условий восприятия (фона, движения, расположения).
Кернинг - избирательное изменение интервала между буквами в зависимости
от их формы. Кернинг применяется для того, чтобы между любыми двумя буквами
расстояние было визуально одинаковым.
Конструкция — устройство, построение, сооружение, строение. Взаимное
расположение элементов, способ их соединения для обеспечения прочности.
Лаконичность – качество композиции, при котором изображение содержит только
элементы, которые необходимы для сообщения наблюдателю существенной информации.
Необходимый зрительный акцент на основных композиционных элементах достигается
более успешно путем исключения лишних, отвлекающих деталей.
Лицевой фасад здания, сооружения (см. Фасад) – фасад здания, находящийся
на линии застройки, либо – визуально связанный с открытыми городскими
пространствами.
Масштабность (сомасштабность) – отношение размеров объекта:
архитектурного сооружения, скульптуры, элементов благоустройства или их частей
к росту человека.
Начертание шрифта – каждое видоизменение наборного шрифта, входящего
в состав одной гарнитуры. Начертания шрифта различаются: по плотности - узкое,
нормальное, широкое; по насыщенности - светлое, полужирное, жирное; по наклону -
прямое, курсивное.
Обобщение – качество композиции, исключающее в ней элементы, обозначающие
несущественные с точки зрения отображаемой информации детали изображаемых
объектов. Обобщение – также переход на более высокую ступень абстракции путем
выявления общих признаков.
Объекты для размещения информации – см. Дополнительные элементы
и устройства фасадов зданий и сооружений, содержащие сведения информационного
характера.
Объекты для размещения информации на крышах зданий и сооружений –
объекты для размещения информации, информационное поле которых расположено над
венчающим карнизом, в уровнях кровли или над ней.
Панорамы – вид городского и природного ландшафта, открывающийся с площадок
и путей обзора.
Перспективы – совокупность объектов городской среды, основная линия
размещения которых параллельна или совпадает с линией визуального наблюдения.
Пластика, пластичность — художественная выразительность объема, формы,
свойственная, архитектуре, графике, живописи. Пластичность выражается в мягком
связном переходе от одной формы, объема к другой, от одной части здания к другой,
в создании целостного, единого образа объекта, сооружения или ансамбля.
Равновесие - состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы
между собой.
Ритм – повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов,
согласованность элементов как средство создания композиции.
Ритм в архитектуре – четкое распределение и повторение в определенном порядке
объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов
и т.д.).
Симметрия - соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-либо
по отношению к центру, середине. Принципы симметрии: симметрия, асимметрия, диссимметрия. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии; Диссимметрия -
нарушение, отсутствие симметрии, связанное с нарушением соразмерности отдельных
частей целого.
Среда в градостроительстве – совокупность неразрывно связанных элементов:
природный и городской ландшафт, планировочная структура, застройка, озеленение
и благоустройство.
Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств художественной
выразительности, образных приемов и правил творческого метода. Стиль это так же
отражение той или иной системы в произведении зодчего.
Стилизация — использование ранее существовавших архитектурных стилей,
форм, элементов, подражание им, обобщение их путем упрощения рисунка, формы,
объема. Для стилизации характерно подчинение каждого декоративного элемента общему
композиционному стилю, всему архитектурному ансамблю или интерьеру здания.
Наиболее выражена стилизация в орнаменте, где изображаемый объект максимально
приближается к узору.
Стилистические характеристики – отличительные особенности: творческого
метода, архитектурного направления, школы, объемно-пространственного
и конструктивного решения, тектоники фасадов, элементов декора.
Типовые объекты для размещения информации – специально разработанные для
многократного использования унифицированные конструкции, изделия, узлы, имеющие
лучшие по сравнению с аналогами качественные характеристики.
Указатели – дополнительные элементы и устройства с максимальной площадью
одной стороны указателя не более 1 кв. м, предназначенные для размещения сведений
информационного характера о направлении движения и расстоянии до места нахождения
каких-либо заинтересованных лиц.
Унификация – приведение различных видов объектов к рациональному ряду
типоразмеров, форм, свойств. Основная цель унификации - устранение необходимости
отдельного проектирования и производства каждого варианта в отдельности. Унификация
является также средством достижения композиционного и конструктивного единства
предметно-пространственной среды.
Фасад – наружная вертикальная поверхность здания или строения, сооружения.
В зависимости от типа сооружения и формы его плана, местоположения различают
лицевой и дворовый фасады.
Фирменный стиль - совокупность предметов и средств, символов, специально
спроектированных для конкретного предприятия, организации, в целях создания
определенного постоянного зрительного образа, связанного с деятельностью предприятия
и его продукцией. Ф.с. формируется и проектируется на базе особой концепции и общего
подхода к решению широкого диапазона проектных задач: визуальных форм продукции
фирмы, фирменного знака, документации, одежды сотрудников, фирменного транспорта,
стилевого единства изделий и их комплексов, а также формирования организационных
сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия.
Фоновые подложки – непрозрачная основа для крепления отдельных элементов
вывесок на фасады зданий и сооружений.
Щит настенный – конструктивно единая информационная плоскость,
как правило, прямоугольной формы, размещаемая на ограждениях строительных
площадок.